+7 (812) 332-95-36
+7 (812) 332-95-37

Внимание! мы переехали.
Наш новый адрес - П.С., ул. Шамшева, 14
Заказать звонок
Задать вопрос
Навигация по сайту
Наши публикации

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены процедуры внешней оценки качества высшего образования; показаны  преимущества профессионально-общественной аккредитации и ее взаимосвязь с процедурой государственной аккредитации.

Кайгородова М.А.

(Алтайский государственный технический университет

им.И.И.Ползунова, г.Барнаул)

 Корнева Е.Ю

(Ассоциация по сертификации “Русский Регистр”, г. Москва)

Качество подготовки и повышение конкурентоспособности специалистов – одна из приоритетных задач в сфере образования. Это обусловлено рядом причин: необходимостью приведения уровня и качества образовательных программ в соответствие  с международными стандартами; увеличением числа выпускников, не способных трудоустроиться по приобретенной профессии; повышением уровня требований работодателей к молодым специалистам в части компетенций по решению конкретных производственных и экономических  задач; развитием конкуренции между образовательными организациями по оказанию гражданам образовательных услуг.

Подготовка специалистов осуществляется на рынке, представленном совокупностью стейкхолдеров. Кроме производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят посредники, включая службы занятости, биржи труда, органы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.

Государство, работодатели, обучающиеся и их родители, образовательные организации и другие стейкхолдеры  заинтересованы в высоком качестве образования, но имеют свои конкретные интересы, поэтому оценки качества образования, данные ими, будут,  несомненно,  различаться. Обучающиеся  считают образование качественным, если оно позволяет им успешно конкурировать на рынке труда и строить карьеру. Работодателей, в отличие от государства, в первую очередь интересует не соответствие  подготовки выпускников требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), разработанных Минобрнауки России, а их профессиональная подготовка, способность решать нестандартные задачи, принимать управленческие решения в пределах своей компетенции. Поэтому работодатели и обучающиеся будут считать качество образования недостаточно высоким, если уровень подготовки не будет соответствовать требованиям современного рынка труда.

В настоящее время в  системе оценки качества образования в России  выделяют два уровня: внутренний и внешний.

Внутренняя оценка обеспечивает выполнение требований ФГОС ВО, государственных требований и действующего законодательства в области высшего образования.

Внешняя оценка включает процедуры государственной и профессионально-общественной аккредитации. Наличие двух типов аккредитаций подтверждает факт заинтересованности в гарантии качества  образования различных целевых групп, в том числе государства и работодателей.

Согласно пункту 2 статьи 92 №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»  целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. [1].

По мнению некоторых исследователей современной системы оценки качества образования, одним из недостатков существующей системы государственной аккредитации является отсутствие механизмов объективной оценки конечного результата реализации образовательной программы.  Государственная аккредитация дает оценку соответствия образовательной деятельности требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть оценка дается образовательной организации, а не качеству подготовленных ею специалистов. Устранить этого противоречие  призван институт профессионально-общественной аккредитации [2].

В статье 96 закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессионально-общественная аккредитация определена как «признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля» [1].

В отличии от общественной аккредитации, осуществляемой общественными организациями,  процедура профессионально-общественной аккредитации проводится работодателями или их объединениями.

Порядок профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, формы и используемые методы оценки, а также действия, следующие за приобретением статуса аккредитованной программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию.

В настоящее время в России действует порядка сорока организаций, предлагающих свои услуги по проведению профессионально-общественной аккредитации. Среди них можно выделить Ассоциацию по сертификации «Русский Регистр». В 2014 году между Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» и рядом Региональных структур  Российского Союза промышленников и предпринимателей было подписано Соглашение о взаимодействии, которое способствует  проведению государственной политики в области независимой оценки и развития системы профессионального образования, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда различных отраслей экономики Российской Федерации. За последние три года подписаны еще ряд подобных соглашений с межотраслевыми, отраслевыми общероссийскими объединениями работодателей, в том числе  отраслевыми Советами по профессиональным квалификациям Национального Совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Процедура профессионально-общественной аккредитации, проводимой  Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» включает три этапа:

  • проведение вузом самообследования, формирование отчета и его представление в аккредитуемый орган;
  • изучение отчета о самообследовании экспертами;
  • визит в образовательную организацию внешней экспертной комиссии.

Согласно Правилам по независимой оценке качества и гарантий качества и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, разработанным Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр», основная профессиональная образовательная программа (ОПОП)  оценивается в баллах по модели, включающей в себя 6 групп стандартов:

  1. Соответствие компетенций лиц, освоивших образовательные программы, требованиям ФГОС, профессиональных стандартов, иным общероссийским квалификационным требованиям или требованиям, предъявляемым рынком труда.
  2. Востребованность выпускников, освоивших образовательные программы, рынком труда.
  3. Качество материально-технических, информационно-коммуникационных, кадровых и иных ресурсов, влияющих на качество подготовки выпускников.
  4. Управление основной профессиональной образовательной программой.
  5. Цели, стратегия и развитие основной профессиональной образовательной программой.
  6. Система информирования и информационная открытость.

Каждый стандарт включает ряд требований, дифференцированных по уровням зрелости (базовый, срединный  и высший) и оценивающихся через различные критерии.

Профессионально-общественная и государственная аккредитации относятся к внешней оценке качества образования и, как показывает практика, являются взаимосвязанными процедурами.  Основная профессиональная образовательная программа,  удовлетворяющая хотя бы базовому уровню зрелости по каждому из стандартов, обеспечивает соответствие аккредитуемой программы требованиям ФГОС ВО.

Покажем взаимосвязь двух видов аккредитации на примере ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) [3].  Для этого сопоставим критерии по  группам стандартов, относящиеся к базовому уровню,  и пункты Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Стандарт 1 «Соответствие компетенций лиц, освоивших образовательные программы, требованиям ФГОС, профессиональных стандартов, иным общероссийским квалификационным требованиям или требованиям, предъявляемым рынком труда» позволяет оценить компетентностную модель выпускника, соответствие компетенций выпускников требованиям ФГОС ВО и запросам рынка труда. Данный стандарт Модели соответствует разделу V Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования «Требования к результатам освоения программы бакалавриата» [3]. Во во исполнение требований Национального Совета при Президенте по профессиональным квалификациям и ожиданий рынка труда в развитие требований на базовом уровне Модель ПОА ОПОП Русского Регистра включает критерии, ориентированные на более глубокую и эффективную работу руководства ОПОП с работодателями ее выпускников и другие заинтересованные в реализации ОПОП сторон. Например, в части требований к формированию компетентностной модели выпускника как совокупного ожидаемого результата освоения ОПОП наряду участия работодателей как потребителя ожидаемых результатов оценивается также участие обучающихся, внешних экспертов профессиональной области и учет лучших практик. Также, например, в части требований к регламентации процедур и критериев оценивания знаний/компетенций обучающихся наряду

Образовательная организация для регламентации процедур и критериев оценивания знаний/компетенций обучающихся на всех этапах реализации ОПОП должна:

— разработать и утвердить документы;

 

— согласовать с работодателем и утвердить документы, предусматривающие оценивание знаний/компетенций в соответствии с планируемыми результатами обучения, назначением (диагностическое, текущее, промежуточное или итоговое оценивание), и отвечающие целям программы и требованиям работодателей;

— разработать документы с участием работодателей и с учетом требований заинтересованных сторон;
— обеспечить открытость критериев и процедур оценки знаний и умений/компетенций обучающимся и их родителям;

 

— обеспечить открытость  критериев и процедур оценки знаний и умений/компетенций обучающихся работодателям и профессиональному сообществу; — обеспечить открытость  критериев и процедур системы оценки знаний и умений/компетенций обучающихся всем заинтересованным сторонам
— использовать современные технологии оценки знаний /компетенций обучающихся;

 

 

— уровень знаний должен оцениваться на профессиональной основе с учетом современных достижений в области тестовых и экзаменационных процедур;
-привлекать работодателей к оценке результатов образования обучающихся и выпускников;

 

— привлекать работодателей к созданию фонда оценочных средств;

 

— привлекать работодателей к предоставлению возможности оценивать результаты образования в условиях производственной среды;
— обеспечить объективность  оценочного процесса в соответствии с процедурами, установленными в Образовательной организации;

 

— обеспечить профессионализм оценочного процесса; — обеспечить независимость оценочного процесса в соответствии с системой оценивания, установленной в Образовательной организации;
— информировать обучающихся об экзаменационных требованиях и используемых процедурах оценивания и возможных их последствиях.

Члены экспертной группы, участвующий в процедуре государственной аккредитации, выполняют оценку качества освоения образовательной программы, которая включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам, прохождения практик, выполнения научно-исследовательской работы. Эксперт проверяет наличие, полноту и качество фондов оценочных средств.

В стандарте 1 также проверяется наличие, открытость и объективность процедур и критериев оценивания компетенций обучающихся на всех этапах реализации ОПОП, привлечение работодателей к оценке результатов обучающихся и выпускников. Выполнение этих критериев обеспечивает соответствие аккредитуемой образовательной программы ФГОС ВО [3] в части пунктов 5.5, 5.6 и частично пункта 7.1.2 (Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) должна обеспечивать фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата).

Стандарт 2 «Востребованность выпускников, освоивших образовательные программы, рынком труда»:

  • оценивает наличие связи с выпускниками ОПОП и статистические данные, характеризующие трудоустройство выпускников;
  • анализирует потребность в выпускниках аккредитуемой образовательной программы;
  • выявляет факты использования информации от выпускников для совершенствования деятельности и качества реализуемых программ.

Выполнение указанных критериев Стандарта 2 позволяет адаптировать аккредитуемую образовательную программу к динамично меняющимся условиям рынка труда, а именно:

  • выбрать профессиональные компетенции, соответствующие видам профессиональной деятельности, на которые рассчитана программа бакалавриата (соответствие пункту 5.4 ФГОС ВО [3]);
  • включить выбранные компетенции в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата (соответствие пункту 5.5 ФГОС ВО [3]);
  • дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знаний и (или) виды деятельности (соответствие пункту 5.6 ФГОС ВО [3]);
  • сформировать список дисциплин, относящихся к вариативной части программы бакалавриата и практике, определяющих направленность программы (соответствие пункту 6.6 ФГОС ВО [3]).

Стандарт 3 «Качество материально-технических, информационно-коммуникационных, кадровых и иных ресурсов, влияющих на качество подготовки выпускников» оценивает наличие материально-технических, кадровых, информационно-образовательных, финансовых ресурсов, необходимых для формирования соответствующих компетенций у обучающихся.

Данный стандарт полностью соответствует разделу VII «Требования  к условиям реализации программы бакалавриата» ФГОС ВО [3].  Выполнение критериев Стандарта 3 для аккредитуемой образовательной программы на базовом уровне обеспечивает соответствие ФГОС ВО в части пунктов 7.1 – 7.4.

Во время выезда внешней экспертной комиссии, уполномоченной Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр», основное внимание уделяется интервьюированию студентов, преподавателей, выпускников, работодателей; выявляется степень удовлетворенности  условиями реализации программы у студентов и работодателей; оценивается  степень вовлеченности работодателей в образовательный процесс.

При процедуре государственной аккредитации члены экспертной комиссии проводят анкетирование научно-педагогических работников и обучающихся, которое также позволяет оценить удовлетворенность общесистемными требованиями к реализации программы, кадровым и материально-техническим обеспечением и качеством предоставляемых услуг.

Стандарт 4 «Управление основной профессиональной образовательной программой» позволяет выявить соответствие основной профессиональной образовательной программы требованиям ФГОС, работодателей, а также ее актуальность. Оценивается степень участия работодателей в составлении учебных планов, рабочих программ дисциплин и практик, программы государственной итоговой аттестации, чтении лекций и проведении мастер-классов.

Выполнение этих критериев для аккредитуемой программы обеспечивает соответствие ФГОС ВО в части раздела VI «Требования к структуре программы бакалавриата» и пункта 7.2.4 [3].

Стандарт 5 «Цели, стратегия и развитие основной профессиональной образовательной программой» анализирует цели и конечные результаты, сформулированные в рамках аккредитуемой ОПОП, и наличие процедур гарантий качества.

Выполнение критериев Стандарта 5 обеспечивает соответствие аккредитуемой образовательной программы ФГОС ВО в части разделов III «Характеристика направления подготовки» и  IV «Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата».

Стандарт 6 «Система информирования и информационная открытость» оценивает актуальность, объективность, точность, беспристрастность  и качество информации о реализуемой ОПОП, опубликованной в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования.

Выполнение указанных критериев для аккредитуемой образовательной программы позволяет соответствовать ФГОС ВО в части пункта 7.1.2 [3].

Аккредитационный орган в соответствии с частью 23 статьи 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отказывает в государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, при выявлении недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность [1]. Таким образом, выполнение критериев Стандарта 6 позволяет оценить достоверность информации, опубликованной образовательной организацией и предоставляемой экспертной комиссии.

В Приложении №3 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 г. № 1385 включены документы, подтверждающие профессионально-общественную аккредитацию (ПОА) образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность [4]. Однако при существующей методике процедуры государственной аккредитации результаты профессионально-общественной аккредитации  не учитываются.

Тем не менее,  ценность независимой оценки качества образования для вузов сводится к следующему:

  • позволяет оценить сильные и слабые стороны аккредитуемой ОПОП;
  • дает возможность реалистично оценить соответствие образовательной программы требованиям ФГОС ВО, рынка труда и профессионального сообщества.

Профессионально-общественная аккредитация дает ощутимый положительный результат при подготовке вуза  к процедуре государственной аккредитации. В марте –апреле 2017 года Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» была проведена профессионально-общественная аккредитация ряда ОПОП в Дальневосточном государственном университете путей сообщения и Уральском государственном университете путей сообщения. Выявленные экспертной комиссией слабые стороны были устранены и позволили вузам успешно пройти процедуру государственной аккредитации.

В утвержденных ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов (портал Федеральных государственных образовательных стандартов http://fgosvo.ru) в пункте 4.6 прописано, что оценка качества образования включает системы внутренней и внешней оценки. В системе внешней оценки организация принимает участие на добровольной основе. При этом соответствие образовательной деятельности по программам различного уровня требованиям ФГОС ВО оценивается  при процедуре государственной аккредитации, а признание качества и уровня подготовки выпускников, отвечающим требованиям профессиональных стандартов и рынка труда может осуществляться при процедуре профессионально-общественной аккредитации. Таким образом, при должной заинтересованности со стороны государства, образовательных организаций, работодателей, обучающихся и других стейкхолдеров,  профессионально-общественная аккредитация станет главным инструментом независимой и объективной оценки качества образовательной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».(дата обращения 21.11.2017).
  2. Иманаева И.С. Профессионально-общественная аккредитация как инструмент независимой оценки качества образовательных услуг //В сборнике: Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов Сборник трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ. Под редакцией В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченкои, А.И. Овод, Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова.- 2017.- С. 260-265.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.11.2015 № 1327 (зарегистрирован Минюстом России 30.11.2015, регистрационный № 39906).   (дата обращения 22.11.2017).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2016 г. № 1385 «Об утверждении перечней документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал».  (дата обращения 22.11.2017).

PROFESSIONAL AND SOCIAL ORIENTED ACCREDITATION

AS AN EFFICIENT INSTRUMENT OF HIGHER

EDUCATION QUALITY ASSURANCE

Kaygorodova M.

Altai State Technical University, Barnaul

Abstract: The article considers various methods of higher education quality assurance, shows the benefits of combining professional and social approaches in assurance and their synergy with the state accreditation procedure.

 

Оставить комментарий