+7 (812) 332-95-36
+7 (812) 332-95-37
Внимание!
Отдел сертификации систем менеджмента и учебный центр переехали.
Наш новый адрес - П.С., ул. Шамшева, 14
Заказать звонок
Задать вопрос
Навигация по сайту
Наши публикации

ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ОЦЕНОК КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ

Аннотация. В статье раскрыты основные признания, полномочия Ассоциации по сертификации “Русский Регистр” в области независимой оценки качества образования. Представлены подходы, критерии и опыт работы Русского Регистра по независимой оценки качества образования на территории РФ.

Ключевые слова: независимая оценка качества образования (НОКО), профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, критерии оценки качества образования.

Korneva E.Yu., PhD.

Ltd «Russian Register — Baltic Inspection»

Moscow

THE PRACTICE OF INDEPENDENT QUALITY SURVEILLANCE FOR  EDUCATION IN THE RUSSIAN REGIONS

Аннотация. The article reveals the main recognition, authority of Certification Association «Russian Register» аt independent assessment of the quality for education. The approaches, criteria and experience of Russian Register’s work of the on the independent assessment of the quality of education in Russian Federation.

Ключевые слова: Independent quality evaluation for education, professional public accreditation of education programs, criteria for assessing the quality of education.

Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» – крупнейшая и наиболее признанная в России и за рубежом российская независимая экспертная организация по оценке качества, берущая начало в 1913 г. На сегодняшний день в структуру Ассоциации входят подразделения в более половины субъектах РФ, а также около 40 представительств в 11 странах мира. В соответствии со своими Миссией и целями, Русский Регистр с конца 90-х годов активно сотрудничает с образовательными организациями в области оценки и улучшения качества образовательных программ и организаций: за последние 16 лет партнерами Ассоциации стали порядка 250 образовательных и научных организаций России и стран СНГ.

Национальная доктрина образования Российской Федерации (2000 — 2025 гг.) определяет актуальной проблемой модернизацию образовательной системы Российской Федерации с целью повышения качества образования. В этой связи современное законодательство в области профессионального образования, труда и занятости направляет вектор измерения и оценки качества образования в общественно-государственный сектор, вводя различные виды его независимых оценок. Русский Регистр, один из первых независимых экспертных организаций на протяжении многих лет поддерживает вектор развития независимых оценок качества образования в РФ. Поэтому накопленный потенциал, отработанные методология и оценочные процедуры, международные и национальные признания и высококвалифицированные эксперты Русского Регистра в области образования — основания для работы с образовательными организациями в области независимой оценки качества образования по направлениям:

  • профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в соответствии с требованиями ст.96 ФЗ-273, Базовыми принципами и Порядком проведения профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, оформления ее результатов и предоставления информации Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям,
  • международной аккредитации образовательных организаций и программ в соответствии с требованиями Европейских стандартов гарантии качества образования (ESG), признанной Азиатско-Тихоокеанской сети по качеству образования (APQN – Asia Pacific Quality Network), Европейской ассоциацией гарантии качества высшего образования (ENQA),
  • сертификации соответствия системы менеджмента качества образовательной и научной деятельности требованиям ISO 9001 в системе Русского Регистра с международной аккредитацией RvA (члена Международного аккредитационного форума IAF, члена Международной сети органов по сертификации IQNet),
  • сертификации профессиональных квалификаций, персонала в соответствии с требованиями Международной Ассоциации по сертификации персонала (International Personnel Certification — IPC), объединяющей ведущие в мире органы по сертификации персонала, действующие по требованиям международного стандарта ИСО 17024 «Общие требования к органам по сертификации персонала», и национальной системы независимой оценки квалификации, профессиональных стандартов,
  • обучению сотрудников образовательных организаций на базе лицензированных образовательных организаций дополнительного профессионального образования Ассоциации, объединяющей под брендом Академии Русского Регистра субъекты предпринимательской и профессиональной образовательной деятельности на принципах добровольности, законности и гласности.

На рис. 1 структурно изображена связь объектов экспертной деятельности Русского Регистра на институциональном, программном и квалификационном уровнях и соответствующие используемые Русским Регистром инструменты оценки качества образования.

ocenka-russkogo-registra

Рисунок 1

Независимость, объективность, компетентность Русского Регистра в части оценки качества образования подтверждена многочисленными национальными и зарубежными признаниями, среди которых:

  • максимально широкая аккредитация Федеральной службы по Аккредитации (Росаккредитация), означающая процедуру подтверждения государственным органом соответствия юридического лица и особых полномочий, официальное доказательство компетентности для выполнения задач по оценке в соответствии с Международным стандартом ИСО/МЭК 17000:2004 “Оценка соответствия. Словарь и общие принципы”, Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», что обеспечивает признание выдаваемых Русским Регистром документов в соответствии с законодательством РФ;
  • членство Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» в Международной сети агентств гарантий качества в высшем образовании (INQAAHE – International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education), Азиатско-Тихоокеанской сети по качеству образования (APQN – Asia Pacific Quality Network),  а также в реестр APQR этой организации с июня 2017, аффилированный статус в Европейской сети гарантий качества образования (ENQA — European Association for Quality Assurance in Higher Education), соглашения с  FIBAA – международным агентством по аккредитации и экспертизе качества высшего образования, с головным офисом в г. Бонн, Германия, независимым агентством аккредитации и рейтинга Казахстана (IAAR – Independent Agency for Accreditation and Rating), Агентством по науке и высшему образованию (ASHE — Agency for Science and Higher Education, Хорватия), являющихся полным членами ENQA и т.д. международных авторитетных организациях, активно занимающихся теоретическими и практическими решениями в области гарантий качества высшего образования, является подтверждением высокого уровня менеджмента и больших достижений Ассоциации со стороны иностранных коллег и позволяет проводить международную аккредитацию,  в т.ч. совмещенные процедуры.,
  • включение в реестр организаций, осуществляющих аккредитационную экспертизу образовательных программ автоматизированной информационной системы «Мониторинг профессионально-общественной аккредитации», созданной по заказу Министерства образования и науки РФ с целью поддержки процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых в РФ,
  • полномочия объединений работодателей для проведения профессионально-общественной аккредитации и действующие Соглашения о сотрудничестве в сфере внешней оценки качества образования и профессионально-общественной аккредитации с рядом общероссийских и региональных отраслевых объединений работодателей согласно Федеральному закону № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»,
  • признание в области проведения работ по экспертизе, оценке и сертификации систем менеджмента образовательных учреждений Совета по координации управления качеством профессионального образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ — 2010 г.

Наиболее востребованными процедурами на территории РФ среди образовательных организаций профессионального образования на программном уровне является профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, на институциональном уровне – сертификация систем менеджмента качества образовательных организаций. Данные по результатам работ Русского Регистра в регионах РФ представлена в табл. 1

Таблица 1

Работы Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» по независимой оценке качества образования в регионах РФ, ед.

Федеральный округ Профессионально -общественная аккредитация– аккредитовано образовательных программ Сертификация систем менеджмента качества образовательных организаций
Центральный 3 70
Северо-Западный 82 13
Южный 10 16
Северо-Кавказский 5
Приволжский 3 33
Уральский 30 7
Сибирский 3 18
Дальневосточный 11 9
ИТОГО      

на 01.08.2017

142 171

Для целей проведения вышеперечисленных работ по независимым оценкам качества образования разработаны нормативные и организационно-методологические документы, ряд из которых в соответствии с требованиями, предъявляемыми международными сетями гарантий качества образования к подобным Агентствам, доступны на сайте Русского Регистра.

Подходы, предъявляемые к образовательным программам и содержащиеся в стандарте Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», представлены на рис. 2.

Рисунок 2.

Подходы АС “Русский Регистр” к построению требований и подбору критериев к оценки образовательных программ профессионального образования

rekomendacii

В основу критериев оценки образовательных программ Русского Регистра положена модель, интегрирующая требования европейских стандартов ENQA и международного стандарта ISO 9001. Это облегчает образовательным организациям задачу внедрения механизмов гарантии качества образовательных программ в соответствии со стандартами ENQA в действующие системы менеджмента качества, соответствующие требованиям стандарта ISO 9001, и наоборот, а также пройти в Русском Регистре совмещенную процедуру сертификации системы менеджмента качества и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Области экспертизы образовательных программ сопоставимы с пунктами стандартов ENQA (часть 1) и требованиями Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК):

  1. Соответствие компетенций лиц, освоивших образовательные программы, требованиям ФГОС, профессиональных стандартов, иным общероссийским квалификационным требованиям или требованиям, предъявляемым рынком труда.
  2. Востребованность выпускников, освоивших образовательные программы, рынком труда
  3. Качество материально-технических, информационно-коммуникационных, кадровых и иных ресурсов, влияющих на качество подготовки выпускников
  4. Управление основной профессиональной образовательной программой
  5. Цели, стратегия и развитие основной профессиональной образовательной программой
  6. Система информирования и информационная открытость

Для обеспечения необходимой компетентности персонала, оказывающего влияние на качество услуг Русского Регистра в области независимой оценки качества образования разработан, документирован и поддерживается в рабочем состоянии процесс обеспечения компетентности экспертов, привлекаемых к аккредитационной экспертизе. Подготовлено более 250 кандидатов в эксперты в области независимой оценки качества образования, из них сертифицировано и зарегистрировано в реестре более 100 экспертов-аудиторов. Процесс отбора и подготовки экспертов осуществляется постоянно, Русский Регистр открыт коллегам, на постоянной основе работает бесплатный семинар для подготовки экспертов.

Ассоциация внимательно отслеживает тенденции развития рынка экспертных услуг и всегда предоставляет клиентам самые новые и востребованные услуги в области сертификации, аккредитации, подготовки и аттестации персонала, инспекции и экспертизы. Поэтому образовательным организациям профессионального образования Русский Регистр имеет возможность предоставить комплексную экспертные услуги на институциональном, программном и квалификационным уровнях (рис.3).

Рисунок 3

Направления работы АС “Русский Регистр” с образовательными организациями профессионального образования

bolee-100-let

Большое количество международных, национальных и отраслевых аккредитаций, нотификаций и признаний позволяет образовательным организациям быть уверенными в том, что сотрудничество с Русским Регистром позволит повысить имидж и доверие к самим организации  и реализуемым ими образовательным программам на уровне государства, работодателей, абитуриентов, улучшить гарантии качества образования, сформировать у сотрудников компетенций в области гарантий качества образования. Широкая география деятельности Русского Регистра в регионах РФ и странах СНГ позволяет также сократить затраты на независимые оценки.

Корнева Е.Ю., к.т.н.

ООО «Русский Регистр — Балтийская инспекция»

г. Москва

Список используемых источников

  1. rusregister.ru
  2. http://rr-baltic.ru/predlozheniya-dlya-otraslej/obrazovanie.html
Оставить комментарий