Открытость российской экономики, выход предприятий на международные рынки товаров, капиталов и технологий обострили вопросы обеспечения конкурентоспособности продукции, увеличив потребность работодателей в специалистах и работниках высокой квалификации, показали разрыв между требованиями работодателей и компетенциями выпускников, выявили несоответствия профессиональных образовательных программ требованиям рынка труда, приводящие к увеличению затрат работодателя на профессиональную переподготовку и адаптацию.
Государство и образовательные организации оценивают качество образования как степень соответствия содержания и уровня подготовки выпускников требованиям ФГОС, потому критерии государственной аккредитации образовательных программ в России не связаны с требованиями работодателей и рынка труда и не оценивают готовность выпускника к профессиональной деятельности.
Работодатели же считают качество образования низким при несоответствии требованиям производства и рынка труда, им нужны гарантии того, что на рынке труда они смогут найти специалистов нужной квалификации, способных сразу приступить к работе. Сложившаяся ситуация заставила работодателей активно взаимодействовать с образовательными организациями, участвовать в формировании компетенций выпускников и озаботиться обеспечением качества образования. Поэтому в России расширяется практика участия работодателей в формировании заказа на подготовку специалистов нужного им профиля и квалификации, в деятельности образовательных организаций профессионального образования и оценке качества содержания образования и подготовки выпускников.
Этому процессу активно способствует и мотивирует позиция руководства РФ, нашедшее свое отражение в Указе Президента от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и ряде законов и подзаконных актов, вводящих различные формы независимой оценки качества образования. Так, например, работодатели начали разрабатывать профессиональные стандарты, проводить на их основе профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, оценку и сертификацию квалификации выпускников. Сформированные на результатах таких оценок образовательные среда, процессы, программы, компетенции — гарантии качества подготовки специалистов и важнейшее из направлений совместной деятельности бизнеса и образования.
Таким образом, в настоящее время в соответствии с национальным законодательством в области профессионального образования, труда и занятости и потребностями экономики выстраивается система независимой оценки качества образования, направляющая вектор измерения и оценки качества образования в общественно-государственный сектор. Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» – крупнейшая и наиболее признанная в России и за рубежом российская независимая экспертная организация по оценке качества, берущая начало в 1913 г., активно поддерживающая вектор развития независимых оценок качества образования: за последние 16 лет партнерами Ассоциации стали порядка 250 образовательных организаций России и стран СНГ.
Накопленный потенциал, отработанные методология и оценочные процедуры, международные и национальные признания и высококвалифицированные эксперты Русского Регистра в области образования — основания для работы с образовательными организациями в области независимой оценки качества образования по направлениям:
- профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в соответствии с требованиями ст.96 ФЗ-273,
- международной аккредитации образовательных организаций и программ в соответствии с требованиями Европейских стандартов гарантии качества образования (ESG),
- сертификации соответствия системы менеджмента качества образовательной и научной деятельности требованиям ISO 9001,
- сертификации профессиональных квалификаций, персонала в соответствии с требованиями Международной Ассоциации по сертификации персонала и профессиональными стандартами.
Наиболее востребованными процедурами на территории РФ на сегодняшний день среди образовательных организаций на программном уровне является профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, на институциональном уровне – сертификация систем менеджмента качества образовательных организаций. Так, мотивационным фактором для профессионально-общественной аккредитации практическими аспектами могут быть и рассмотрение при проведении государственной аккредитации, и распределение контрольных цифр приема, и документированное признание якорного работодателя. Наличие соответствующего свидетельства важно и для заинтересованных сторон – абитуриентов, студентов и их родителей, так как является свидетельством востребованности направления подготовки и возможности трудоустройства. Но основным фактором является собственно возможность для улучшения, совершенствования образовательной программы. Эта возможность обусловлена работой экспертной группы, в которую включаются представители академического сообщества, имеющие опыт проектирования и разработки образовательных программ, управления и руководства программами, характеризующиеся высокой публикационной активностью в области качества образования. Главное — в панель включаются представители профессионального сообщества (работодателей) — «играющие тренеры», которые владеют информацией о новых технологиях и перспективных направлениях научных исследований, знают кадровые проблемы отрасли, на обеспечение которой направлена образовательная программа.
Для обеспечения необходимой компетентности персонала, оказывающего влияние на качество услуг Русского Регистра в области независимой оценки качества образования разработан процесс обеспечения компетентности экспертов, привлекаемых к аккредитационной экспертизе. Только за последние 2 года подготовлено более 250 кандидатов в эксперты в области независимой оценки качества образования, из них сертифицировано и зарегистрировано в реестре более 100 экспертов-аудиторов в области профессионального образования. Процесс отбора и подготовки экспертов осуществляется постоянно, Русский Регистр открыт коллегам, на постоянной основе работает семинар для подготовки экспертов.
Большое количество международных, национальных и отраслевых аккредитаций, нотификаций и признаний позволяет образовательным организациям быть уверенными в том, что сотрудничество с Русским Регистром позволит повысить имидж и доверие к самим организации и реализуемым ими образовательным программам на уровне государства, работодателей, абитуриентов, улучшить гарантии качества образования, сформировать у сотрудников компетенций в области гарантий качества образования.
Annotation. The article reveals the main forms and examples of integration of business and education to improve the quality of education and the relevance of graduates on the example of the Association for the certification of «Russian Register» in the field of independent assessment of the quality of education. The approaches and experience of the Russian Register on the preparation and participation of experts from the professional community in the procedures for independent assessment of the quality of education
Корнева Е.Ю.
ООО “Русский Регистр – Балтийская инспекция”
Звездова А.Б.
АС «Русский Регистр»