+7 (931) 312-52-29
+7 (812) 332-95-36
+7 (812) 332-95-37
Тел. Учебного центра +7 (812) 509-39-45


Заказать звонок
Задать вопрос
Навигация по сайту
Наши публикации

ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННИХ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Качество образования затрагивает все сферы человеческой деятельности и является основой формирования и развития торгово-экономического, инвестиционного и научно-технического потенциала страны. На сегодняшний день в целях повышения качества образования и демонстрации всем заинтересованным сторонам высокого уровня качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса и подготовки специалистов, востребованных рынком труда образовательные организации внедряют механизмы внутренних гарантий качества образования как на институциональном, так и на программном уровнях.

В качестве инструментария для внутренних гарантий качества образования на сегодняшний день используются в образовательных организациях: принципы и философия TQM, требования и положения Стандартов и рекомендаций ENQA, международных стандартов по менеджменту качества и стандартов ИСО серии 9000,  профессиональных стандартов, модель системы качества образовательного учреждения на основе интеграции требований и положений стандартов ENQA и стандартов ИСО серии 9000 , модели различных конкурсов по качеству и совершенству деятельности (EFQM, Премия Правительства РФ в области качества и др.), а также различные требования работодателей и законодательные требования, предъявляемые к качеству образования.

Ориентируясь на концепцию «качество результатов – качество процессов – качество системы», можно говорить о том, что уровень подготовки выпускников зависит  от качества образовательной программы и качества других процессов образовательной организации, что, в свою очередь, конечно же, обеспечивается функционированием в образовательной организации результативной системы качества, основное назначение которой и заключается в выработке и реализации превентивных мер для гарантии качества образовательных программ и подготовки специалистов.

Кроме того, законодательство РФ в области образования предопределяет тенденции в оценке качества образования — профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и общественную аккредитацию образовательных организаций [8].

На сегодняшний день в соответствии с 96 статьей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация»  существует два уровня общественной оценки: институциональный и программный.

Институциональный уровень  общественной оценки предполагает общественную аккредитацию образовательных организаций, под которой понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций.

Общественная аккредитация пока не является достаточно востребованной формой оценки качества образования среди образовательных организаций, хотя уже имеющиеся и работающие процедуры сертификации систем менеджмента качества, экспертной оценки на соответствие критериям моделей по менеджменту качества в рамках национальных и зарубежных конкурсов по качеству могут рассматриваться как процедуры оценки качества образования на институциональном уровне.

Поэтому в качестве инструментария для проведения общественной аккредитации (институциональной оценки качества образования) могут быть использованы существующие подходы к оценке систем качества, в том числе, подход на основе интеграции требований стандартов ENQA и стандартов ИСО серии 9000 и позволяющий оценить уровень зрелости системы качества образовательного учреждения. Это связано с тем, что в образовательных организациях накоплен уже достаточно большой положительный опыт внедрения различных стандартов и моделей по менеджменту качества (гарантиям качества), на базе которых построены их системы управления, являющиеся внутренним механизмом гарантий качества образования, и во многих образовательных организациях уже имеются различные национальные и зарубежные признания функционирования этих систем.

Программный уровень общественной оценки предполагает профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, под которой понимается признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Одним их подходов, который используется сегодня для оценки качества образования на программном уровне сегодня, является подход, гармонизированный со стандартами ENQA в части внутренней гарантии качества образования и позволяющий определить уровень зрелости образовательной программы по аналогии с подходом к институциональной оценке, когда определяется уровень зрелости системы качества и ее процессов.

Далее в статье представлены результаты исследований, проведенных экспертной и сертифицирующей организацией – Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр», среди образовательных организаций, прошедших в Русском Регистре процедуру профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Исследования проводились по результатам проведения профессионально-общественной аккредитации 99 образовательных программ 6 вузов и 7 программ, реализуемых 3 образовательными организациями среднего профессионального образования.

Критерии  оценки качества образовательных программ, используемые Русским Регистром для профессионально-общественной аккредитации, предполагают оценку зрелости образовательной программы и разработаны с учетом:

— Европейских стандартов и рекомендаций ENQA,

— Принципов процессного подхода и стандартов на системы менеджмента качества ISO серии 9000,

— Документов Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ (НСПК),

— Концепции зрелости процессов образовательной программы.

Предлагаются следующие шесть стандартов для оценки образовательной программы:

— Соответствие компетенций лиц, освоивших образовательные программы, требованиям ФГОС, профессиональных стандартов, иным общероссийским квалификационным требованиям или требованиям, предъявляемым рынком труда;

— Востребованность выпускников, освоивших образовательные программы, рынком труда;

— Качество материально-технических, информационно-коммуникационных, кадровых и иных ресурсов, влияющих на качество подготовки выпускников;

— Управление основной профессиональной образовательной программой;

— Цели, стратегия и развитие основной профессиональной образовательной программы;

— Система информирования и информационная открытость.

По результатам исследований внутренних гарантий качества образования на программном уровне в образовательных организациях можно сделать следующие общие выводы:

— Сильной стороной для  некоторых основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) и, соответственно,  образовательных организаций (ОО) выступает наличие работодателей, привлеченных к разработке и реализации программ. При этом программы редко актуализируются в связи с изменениями требований рынка труда и в слабой степени привлекаются к этой работе работодатели.

— Необходима эффективная работа ОО в части проведения маркетинговых исследований рынка труда и дальнейшее применение их результатов к реализации и совершенствовании ОПОП, в том числе актуализация и гармонизация программ с утвержденными профессиональными стандартами, которые содержат описание трудовых функций выпускника ОПОП, выражают потребности профессионального сообщества. Совершенствование фонда оценочных средств (ФОС) требует участия в процессе разработки ФОС и оценивания уровня освоения компетенций обучающихся работодателей и других заинтересованных сторон.

— Существует система планирования и реализации  мероприятий образовательными организациями с  целью трудоустройства выпускников, поддерживается  информирование абитуриентов и обучающихся о существующих вакансиях на рынке труда. Однако результаты этой деятельности редко анализируются, и не всегда ведется статистика эффективности тех или иных мероприятий. Не во всех организациях проводится мониторинг  трудоустройства выпускников, отслеживание  карьерного роста. Не всегда привлекаются выпускники к передаче опыта и к улучшению ОПОП с целью повышения ее  качества и востребованности.

— Большое количество вузов при реализации ОПОП использует результаты научно-исследовательской деятельности с привлечением обучающихся. Однако проблемной стороной является оценивание и развитие ресурсной базы, отсутствие  системы, а не отдельных процедур, мониторинга актуальности, работоспособности и достаточности ресурсной базы для реализации ОПОП. Слабо развиваются  дистанционные  методы обучения, хотя ресурсная база многих вузов позволяет реализовывать программы дистанционного обучения. Наблюдается низкий уровень материально-технического обеспечения  лабораторных баз.

— На высоком уровне в вузах проводится внеучебная работа с обучаемыми, отмечается хороший уровень информационной открытости.

— ОПОП соответствуют требованиям ФГОС, внедрены процедуры гарантии качества программ. Однако стратегические цели ОПОП не всегда в полной мере согласуются со стратегическими целями развития ОО. Образовательные организации  проводят самообследование  ОПОП, поддерживают связь с потребителями посредством анкетирования и выявления  степени  удовлетворенности.

Результаты проведенных исследований опыта образовательных организаций в области внутренних гарантий качества образования показывают, что на сегодняшний день образовательные организации внедряют различные механизмы гарантий качества, как на институциональном, так и на программном уровнях, а также проходят процедуры независимой внешней оценки качества образовательных программ и систем менеджмента. Наличие и функционирование в организациях системы качества помогает им управлять образовательными программами на системном уровне, используя процессный подход и риск-ориентированное мышление, учитывать при этом потребности и ожидания всех заинтересованных сторон, включая требования рынка труда, и, таким образом, повышать качество образования, конкурентоспособность образовательной организации и реализуемых образовательных программ, готовить высококвалифицированных специалистов, способных решать реальные производственные задачи.

Азарьева Вера Владимировна

Ассоциация по сертификации «Русский Регистр», Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)

Звездова Александра Борисовна

Ассоциация по сертификации «Русский Регистр»

Azaryeva Vera Vladimirovna

Certification Association “Russian Register”, Saint Petersburg State Electrotechnical University “LETI”

Zvezdova Aleksandra Borisovna

Certification Association “Russian Register”

 

Оставить комментарий