Актуальность и мотивация процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (ПОА ОП)
В России расширяется участие работодателей в подготовке заказа на специалистов необходимых им квалификаций и профилей, а также непосредственно в деятельности университетов и колледжей и оценке качества образования и подготовки их выпускников.
Этому активно способствует и мотивирует позиция руководства РФ, нашедшее отражение в майских Указах и ряде законов и подзаконных актов, вводящих разные виды независимой оценки качества образования. Так, например, представители профессиональных сообществ начали разрабатывать проф.стандарты, проводить на их основе профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, независимую оценку квалификации выпускников. Сформированные на результатах таких оценок образовательная среда, программы, процессы, компетенции — важнейшее из направлений взаимодействия образования и бизнеса.
Потому, на сегодня в соответствии с законодательством РФ в области образования, занятости и труда, задачами экономики выстраивается система, направляющая вектор оценки качества профессионального образования в общественный сектор.
Так, ст. 96 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ определяет профессионально–общественной аккредитацию образовательных программ (ПОА ОП) инструментом признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, рынка труда. При этом п.8. статьи устанавливает, что сведения об имеющихся у образовательной организации ПОА рассматриваются при проведении государственной аккредитации и подлежат представлению к заявлению на государственную аккредитацию в соответствии с п.8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности. Подробнее о процедуре и преимуществах профессиональной общественной аккредитации образовательных программ в Русском Регистре и ее взаимосвязи с государственной аккредитации можно прочитать здесь.
В развитие мотивационного фактора наличие профессионально общественной аккредитации образовательных программ влияет на получение контрольных цифр приема, бюджетных ассигнований (Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.04.2015 No 340).
ФГОС 3++ определяют ответственность за обеспечение качества подготовки обучающихся за обр.организацией, а внешнее признание программ – процедурами ПОА, результат которых также следует продемонстрировать при государственной аккредитации.
Значительнее о нормативно-правовом обеспечении процедуры процедуры общественной аккредитации можно узнать здесь.
Больше о проблематике складывающейся в РФ системе ПОА образовательных программ можно прочитать здесь.
Обоснования правомочности работ Русского Регистра по ПОА ОП
Для независимой и компетентной работы в соответствии с законодательными требованиями РФ Русский Регистр:
- входит в Реестр организаций, осуществляющих аккредитацию образовательных программ АИС «Мониторинг профессионально-общественной аккредитации», созданной по заказу Министерства образования и науки РФ (ст.96 ФЗ-273);
- имеет Аккредитацию федеральной службы Аккредитации (Росаккредитация). Имеет широкую область аккредитации и обеспечивает признание на национальном уровне;
- имеет полномочия на проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ от региональных структур Российского союза промышленников и предпринимателей, сотрудничает с рядом общероссийских отраслевых объединений работодателей, Советами по профессиональным квалификациям;
- владеет Лицензией ФСБ на работу со сведениями, составляющими гос. тайну;
- действует как международно-признанное Агентство по оценке качества профессионального образования, являясь полноправным членом или имеющим аффилированный статус Международных Сетей Агентств по качеству образования (INQAAHE, APQN, ENQA) – всемирных ассоциаций, занимающихся теоретическими и практическими решениями в области гарантий качества высшего образования.
Преимуществом проведения процедур ПОА ОП в Русском Регистре является возможность образовательной организации в рамках единой аккредитационной экспертизы провести ПОА ОП разных УГН(С) в разных объединениях работодателей и с разной стоимостью работ благодаря имеющемуся широкому спектру признаний и полномочий.
При этом в соответствии с принципами и этикой, принимая во внимание отраслевую целесообразность и подходы к проведению ПОА ОП Ассоциация проводит данные работы по тем направлениям подготовки/специальностям, чья отраслевая специфика характерна деятельности выбранного объединения работодателей (см. выше). В этой связи, а также принимая во внимание репутационные риски Ассоциации, некоторые реализуемые образовательными организациями направления подготовки, в т.ч. определяющие его отраслевую направленность, порекомендует обратиться в другие аккредитующие организации.
Содержание оценки качества образовательных программ при процедурах ПОА
Ввиду широкого спектра полномочий и признаний Русского Регистра по ПОА ОП, а также значительного опыта проведения оценочных процедур, при проведении работ по ПОА ОП в различных объединений работодателей, выполняет требования и руководствуется нормативными документами, установленными этими партерами, или при его признании ими и получении соответствующих полномочий собственными подходами к оценке образовательных программ, содержание которых доступно здесь. Эти подходы отличает мультистандартный комплексный взгляд на образовательную программу, основанный и на требованиях Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, и на стандартах ESG Европейской сети по качеству образования ENQA, и на идеологии всеобщего управления на основе качества (TQM) — постоянного улучшения, системного и процессного подхода к менеджменту ОП, а также лучшими национальными и зарубежными практиками в области независимых оценок качества образования:
Процедуры профессиональной общественной аккредитации образовательных программ
Ввиду вышеописанного широкого спектра полномочий и признаний Русского Регистра по ПОА ОП, а также значительного опыта проведения оценочных процедур, при проведении работ по ПОА ОП в различных объединений работодателей, Русский Регистр выполняет требования и руководствуется нормативными документами, установленными этими партерами, или при его признании ими и получении соответствующих полномочий — собственными подходами к процедурам оценки образовательных программ, содержание которых доступно здесь.
Общий алгоритм действий типичен для общепринятых качественных процедур профессиональной оценки аккредитации образовательных программ, отличается от других высокой организацией и регламентацией процедур и обязательным очным визитом в образовательную организацию.
Срок работ всегда прописан в виде календарного плана в договоре с образовательной организацией и занимает, как правило, в среднем 3-4 месяца от заключения договора до получения Свидетельства. Срок зависит прежде всего от способности образовательной организации обеспечить собственную процедуру самообследования ОП как наиболее трудоемкую. В практике имеются работы, завершенные как за 1 месяц, так и растянувшиеся на год.
Принципы формирования группы экспертов ПОА ОП
С учетом роли и степени влияния факторов риска, связанных с компетентностью, осведомленностью и подготовкой персонала, для обеспечения управляемости персонала, участвующего в т.ч. в процессе ПОА ОП, создана система подготовки и сертификации соответствующего персонала .
С целью обеспечения необходимой компетентности персонала, оказывающего влияние на качество услуг в области независимых оценок образовательных организаций, в Русском Регистре разработан, документирован и поддерживается в рабочем состоянии процесс обеспечения компетентности экспертов, привлекаемых к аккредитационной экспертизе. Процесс состоит из трех основных этапов:
- Подбор профессиональных работников и определение потребностей в подготовке экспертов.
- Обеспечение компетентности потенциальных экспертов.
- Сертификация и оценка экспертов, включающий:
- рассмотрение заявления, результатов теоретического обучения, отзывов о прохождении стажировки на заседании Аттестационной комиссии Русского Регистра, оформление сертификата компетентности при положительном решении;
- включение эксперта в реестр сертифицированных экспертов;
- периодическую проверку практики работы эксперта;
- поддержание сертификации и повышение квалификации.
При проведении ПОА ОП эксперты дополнительно должны обладать необходимой компетентностью в области оцениваемых образовательных программ. Таким образом, при сертификации эксперта коды компетентности присваиваются в соответствии с кодами УГСН (укрупненных групп специальностей/ направлений подготовки), в рамках которых эксперт имеет опыт проектирования/реализации образовательных программ и/или соответствующей сферы деятельности, а также их оценки. Кандидаты в эксперты Русского Регистра заявляют о своей компетентности по кодам компетентности самостоятельно, представив в РР информацию по установленной форме. Окончательное решение о присвоении кодов компетентности принимается и утверждается на Аттестационной комиссии.
Для проведения ПОА ОП формируются группы экспертов, состоящие, как минимум, из 2 человек: эксперта от академического сообщества и эксперта от профессионального сообщества.
При процедурах ПОА ОП экспертами от академического сообщества являются (в разрезе каждой УГСН заявляемой области аккредитации):
— зарегистрированные в реестре Русского Регистра эксперты (штатные и внештатные), имеющие коды компетентности, основанные на Классификаторе EAC (код – Образование, 37) и коде УГСН,
— представители образовательных организаций профессионального образования, прошедшие специальное повышение квалификации в Русском Регистре для участия в оценочных процедурах.
Экспертами от профессионального сообщества (работодателей) являются:
— зарегистрированные в реестре Русского Регистра эксперты (штатные и внештатные), имеющие коды компетентности, основанные на Классификаторе EAC в различных областях деятельности, коррелированных с УГСН в соответствии с заявкой образовательной организации на профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ;
— представители организаций — партнеров Русского Регистра, сфера деятельности которых коррелирована с УГСН, содержащей заявляемые на профессионально-общественную аккредитацию образовательные программы.